Выбор между сборной поставкой и цельным контейнером — это не просто вопрос цены. Это стратегическое решение, которое напрямую влияет на вашу логистическую эффективность, сохранность товара и итоговую стоимость владения грузом. Ошибка в выборе может стоить вам десятки тысяч рублей ежемесячно. В этой статье мы, команда SHAN-CARGO, на основе нашего опыта доставки сотен грузов из Китая, разберем 5 ключевых критериев выбора. Правильное решение поможет вам сэкономить до 40% на логистике.
———————————————————
· FCL (Full Container Load): Вы арендуете цельный контейнер (20 или 40 футов) исключительно для своего груза. Вы платите за аренду всего контейнера, независимо от того, заполнили вы его полностью или нет.
· LCL (Less than Container Load): Ваш груз недостаточно велик для цельного контейнера. Вы оплачиваете только место, которое занимаете (за объем или вес), так как ваша партия объединяется с грузами других компаний в одном контейнере.
Выбор неочевиден. Например, 12 куб. м — это уже пограничный объем, где нужно считать оба варианта. Дальше мы разберем, как это делать.
———————————————————
Здесь работает простое правило, но с важными исключениями.
· Менее 13-15 куб. м: Однозначно LCL. Аренда цельного контейнера (даже 20-футового, чей полезный объем ≈ 28 куб. м) будет невыгодна, так как вы заплатите за "воздух".
· Более 21-23 куб. м: Чаще всего выгоден FCL (20ft). Вы используете большую часть контейнера и получаете выгоду за счет цельной ставки.
· Пограничная зона (13-23 куб. м): Это "зона расчета". Необходимо запрашивать стоимость обоих вариантов и смотреть по деньгам. Именно здесь кроется основная потенциальная экономия.
Практический пример от SHAN-CARGO:
· Груз: Оборудование для пищевого производства.
· Объем: 19 куб. м, вес 2,5 тонны.
· Стоимость LCL: ~$1850.
· Стоимость FCL (20ft): ~$2100.
На первый взгляд, LCL выгоднее. Но мы учли:
· Клиенту была критически важна сохранность дорогостоящего оборудования от любых повреждений.
· В случае со сборным грузом риски механических повреждений при перевалке выше.
· Мы предложили клиенту FCL, так как разница в $250 полностью компенсировалась сохранностью товара и более быстрой доставкой (на 7-10 дней).
Вывод: Всегда считайте оба варианта в пограничной зоне. Экономия в 5-10% при выборе LCL может обернуться большими потерями на рисках.
———————————————————
Скорость — это деньги. Здесь есть четкое различие.
· FCL: Как правило, быстрее. Контейнер идет прямо из порта отправления в порт назначения без дополнительных остановок на складах консолидации/расконсолидации.
· LCL: Медленнее. Груз должен быть доставлен на склад консолидации в Китае, дождаться сборки полного контейнера, а по прибытии в РФ — пройти таможню и быть распределен на складе получателя. Это добавляет от 7 до 14 дней к общему сроку.
Наш совет: Если вам нужен товар "на вчера" и объем позволяет, FCL — ваш выбор. Если сроки гибкие, LCL позволит сэкономить.
———————————————————
Характер вашего товара диктует условия.
· FCL: Максимальная безопасность. Груз находится в запечатанном контейнере с вашей пломбой от двери поставщика до вашего склада. Риск повреждения или смешивания с другими грузами отсутствует. Идеально для хрупкого, дорогого, гигроскопичного или брендированного оборудования.
· LCL: Риски выше. Груз перемещается, перекладывается на складах, соседствует с другими товарами. Высок риск механических повреждений, загрязнения или протечек от соседних грузов.
Практическое правило: Дорогое, хрупкое или технологичное оборудование — только FCL. Негабаритные, упакованные в прочную тару и нечувствительные товары — можно LCL.
———————————————————
Этот нюанс часто упускают из виду.
· FCL: Проще и быстрее. Весь контейнер — один груз, один отправитель, один получатель. Таможня оформляет всю партию сразу.
· LCL: Сложнее и дольше. Ваш груз — часть общей партии. Его нельзя растаможить, пока не пройдет таможенное оформление весь контейнер. Если у кого-то из "соседей" возникнут проблемы с документами, это задержит и ваш груз.
Вывод: FCL дает больше контроля и предсказуемости на таможне.
———————————————————
Самое главное. Считайте не только фрахт. При расчете итоговой стоимости учитывайте все затраты:
· FCL: ✅ Фиксированная ставка за целый контейнер (20ft/40ft)
· LCL: ✅ Оплата только за занимаемый объем (за м³ или кг)
· FCL: ➡️ От завода напрямую до порта отправления
· LCL: ➡️ От завода до склада консолидации (доп. плечо)
· FCL: ✅ Чаще включены в общую ставку фрахта
· LCL: ❌ Часто выделены отдельно (+ к итоговой стоимости)
· FCL: ✅ Минимальная (погрузка/выгрузка контейнера)
· LCL: ❌ Доп. оплата за расконсолидацию (разбор контейнера на части)
· FCL: ✅ Быстро и просто → один груз, один получатель
· LCL: ⚠️ Медленнее → ваш груз ждет оформления всех "соседей"
· FCL: ✅ От порта назначения → на ваш склад
· LCL: ✅ От склада расконсолидации → на ваш склад
💡 Вывод: LCL часто кажется дешевле только на этапе фрахта. Но после добавления всех скрытых сборов и с учетом рисков задержек разница может стать незначительной. Всегда запрашивайте полный расчет TCO у вашего логиста!
Именно комплексный расчет TCO, а не просто сравнение цифры фрахта, показывает реальную выгоду. Часто оказывается, что итоговая разница между FCL и LCL для пограничных объемов составляет менее 10%, но преимущества FCL в скорости и безопасности перевешивают эту разницу.
———————————————————
1. Считайте все: Всегда запрашивайте у вашего логиста просчет по обоим вариантам с полным выкупом TCO.
2. Оцените риски: Что дороже: сэкономить $300 или получить груз на неделю раньше и гарантировать его сохранность?
3. Доверьтесь экспертам: Логисты SHAN-CARGO ежедневно проводят подобные расчеты для клиентов. Мы не просто даем цены, мы анализируем вашу бизнес-задачу и предлагаем оптимальное решение.
Мы подготовили для вас чек-лист для быстрого принятия решения. Чтобы получить его бесплатно, напишите нам в Telegram-чате слово «ЧЕК-ЛИСТ LCL/FCL». Наш специалист оперативно его отправит и поможет с предварительным расчетом для вашего груза.